
Показ беспилотной вариации истребителя Су-75, частично управляемой искусственным интеллектом, взбудоражил мировую общественность. О возможной концепции использования разных модификаций самолета рассказал заслуженный военный летчик России Владимир Попов.
Искусственный интеллект (ИИ) сочетает в себе науку и инженерию, которые занимаются конструированием боевых машин на основе компьютерных программ, способных имитировать модель разумного поведения.
Вопрос о рациональном использовании достижений научно-технического прогресса не раз поднимался в широких академических военных кругах.В беседе с «ПолитЭкспертом» заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов изложил свои мысли об использовании ИИ в современной российской авиации. Все новые отечественные разработки, в которые будет внедрен элемент ИИ, смогут работать как автономно, так и в качестве дистанционно управляемого ведомого, уверен он.
«Используя высокую степень автоматизации процессов управления навигационных систем комплексно и интегрально, мы получаем возможность более интенсивно использовать искусственный интеллект. У нас есть наработки беспилотников С-70 "Охотник", самолета, который сегодня выпускает Новосибирский авиационный завод имени Чкалова. Мы отработали его в начале этого года, большой комплекс испытаний провели совместных с использованием пилотируемых самолетов Су-30СМ и Су-57», — отметил авиаэксперт.

По предположениям Попова, на доктринальном уровне в России будет закреплено положение о том, что в нашем арсенале будут две-три модели пилотируемых машин и три-четыре — беспилотных:
«Они (беспилотники.
— Прим. ред.) будут летать в сопровождении летчиков. У одного пилота будет в звене еще несколько воздушных судов. Это выгодно. Любой ИИ в ближайшие 10-30 лет не достигнет такого уровня, как человеческие способности хорошо натренированного летчика. Он пока еще более оперативно может решения какие-то принять».
Одновременно не стоит нивелировать способности автоматизации процесса с использованием искусственного интеллекта, полагает заслуженный летчик.
«Хотя сравнить с машиной, конечно, нельзя. У нее будут возможности шире. В нее можно заложить тысячи и тысячи программ, приемов тактических и способов атак, а у человека в этом плане ограниченные возможности. Гибкость мыслительной деятельности человека оказывается выше, чем у ИИ, хотя и это сейчас приближается один к одному почти».
Немалых успехов в этом направлении добились и заокеанские авиаконструкторы, уверен собеседник. Так, систему управления самолетов F-22 Raptor и F-35 Lightning II принято считать гибридной. Это означает, что пилоту совладать с истребителем помогает виртуальный ассистент. Подобные наработки активно эксплуатируются сейчас и в России:
«Мы по этому пути идем сегодня и говорим, что у нас автоматизированы системы управления на самолетах 4, 4+, 4++ и тем более пятого поколения. То есть летчик там уже контролирует, а система управляет, облегчает его труд, внимание его концентрирует только на особо важных моментах».
Ранее заслуженный летчик России Владимир Попов рассказал о новейшем тактическом истребителе Су-75, который обладает всего одним двигателем, что сильно выделяет его на фоне остальных представителей российских ВКС. Такой подход обладает рядом важных преимуществ.